Виртуальный кабинет педагога-психолога

БЕЗОПАСНЫЙ МИР НАШИХ ДЕТЕЙ

Родительское собрание

 

Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Для подростка характерны: повышенная конфликтность, эмоциональные всплески, открыто вызывающее поведение. Дело в том, что психоэмоциональное и физическое развитие идут разными темпами. Ваш сын или дочь, возможно, обогнали вас по росту и сильнее вас физически, но мозг юноши или девушки пока интенсивно развивается и не достигнет полной зрелости до возраста приблизительно 25 лет.

В подростковом возрасте особенно активна лимбическая система головного мозга— той его части, которая ответственна за эмоции, а лобная доля головного мозга, ответственная за прогнозирование, принятие решений и самоконтроль ещё не полностью созрела. Именно поэтому подросток так подвержен перепадам эмоций и склонен к импульсивным поступкам.

Ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям? В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Что же принято считать таким поведением?

Рискованное поведение

Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести:

Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий

Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий

Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках

Диггерство – исследование подземных коммуникаций

Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами

Агрессивное поведение

Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением?

Драки, удары, шлепки

Насмешки

Жестокие розыгрыши

Коллективное игнорирование

Распространение слухов

Угрозы

 

Зависимое поведение

Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость).

Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов:

семейная ситуация

низкая самооценка

низкая мотивация к обучению

плохие отношения со сверстниками

Суицидальное поведение

Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть:

любые тяжело переживаемые ситуации для подростков,

несчастная любовь,

ссора со значимым сверстником или взрослым человеком,

случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы),

неуспехи в учебе,

конфликты внутри семьи;

травля в школе

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением?

Воровство, кражи

Мошенничество

Вымогательство

Вандализм, порча имущества

Поджоги

Драки

Хулиганство

Буллинг

Жестокое обращение с животными

Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него.

Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации:

1) потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность) 2) личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску, 3) неудовлетворенная потребность во внимании и принятии.

Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов.

Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития.

Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить.

Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.

Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка.

Какие признаки свидетельствуют о тяжелом эмоциональном состоянии:

постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная речь, «бесцельное» времяпрепровождение;

снижение или потеря аппетита, нарушение сна;

резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной изоляции;

потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий и дел;

появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).

В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой.

 

Что могут сделать родители в такой ситуации.

Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять.

Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком.

Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.

В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях.

Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ:

В общении с вашим подростком важна искренность («Я хочу искренне с тобой поговорить»).

Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете («Я хочу понять, чем ты живёшь», «Мне действительно интересно узнать, что тебя вдохновляет»). Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).Покажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Постарайтесь принять чувства ребенка даже, если вы вынуждены призвать его к прекращению неприемлемого поведения: «Ты все еще расстроен (разозлен), но не надо кидать вещи (кричать и т.д.). Это неправильно. Лучше давай обсудим, что можно сделать. Что зависит от тебя. Где и в чем тебе нужна помощь». Признайте чувства подростка (спокойно и уважительно): «Похоже, ты сильно расстроен (разозлен, волнуешься и т.д.). Неприятно, когда надо делать, то что не хочется». Проявить солидарность с чувствами подростка: «М-мм», «Да,да», «Понимаю»

Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. Осуждающий тон может вызвать закрытость.

Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Поддерживайте вне зависимости получается у ребенка что-то хорошо или плохо. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение.

Чаще хвалите за конкретные действия, выражая ваше отношения к сделанному. («Ты вынес мусор, я очень рада. Спасибо»,  «Когда на кухне аккуратно, мне приятно находиться там», «Когда ты меня предупреждаешь с кем и куда пойдешь, мне спокойно».

Критикуйте поступок, а не личность подростка.

Выражать критику и пожелания вам помогут «Я-сообщениях»

Схема «Я-сообщения»

Описание ситуации, проблемы: Когда я сталкиваюсь с тем, что….

Определение своего чувства: «Я чувствую раздражение, недоумение, горечь, что меня не уважают и т.д.»

Название причины этого чувства: «Потому что…»

Предпочитаемый исход: «Мне хотелось бы, чтобы…», «Я был бы рад…»

ПРИМЕРЫ:

«Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто и когда выносит мусор»

«Мне кажется, что меня не уважают, когда забывают убрать в комнате»

«Меня беспокоит, что упала твоя успеваемость, потому что бал аттестата важен и может помочь тебе при поступлении в «учебное учреждение». Мне бы хотелось, чтобы он был не ниже «10».

Вечно ты хамишь!

Когда, ты грубишь мне, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. Я считаю, можно быть более уважительным по отношению ко мне

Ты себя ужасно ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан

Ты всегда без спроса берешь мою косметику ( …)!

Когда мои вещи берут без спроса, мне неприятно. Я согласна, чтобы ты их брал(а), но сначала спроси меня об этом

Ты опять врешь!

Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся так больше не делать

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Конечно, у тебя есть право на свое мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться

 

Используйте упражнение "Стоп!". Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.

Запрещайте, объясняя почему.

Пофантазируйте: «Было бы здорово, если бы...были бы роботы, которые все убирают в квартире; был бы волшебная ручка, которая пишет без ошибок; был бы телепорт, и можно оказаться в другом месте мгновенно; лег спать и стал взрослым, и не надо в школу.

Не говорите про учебу 24/7.

Больше общайтесь. Важно разговаривать на разные темы. Внимательно слушать подростка.

Соблюдайте психологические границы. У вас и подростка должна быть личная территория.

Уважительно, но твердо сохраняйте родительский авторитет.

Помните, что подростковой период пройдет, важно сохранить доброжелательные отношения с ребенком.

 

Памятка для взрослых!

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

 

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит на душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка: любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;

несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);

разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;

неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например развод).

         Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети с личностными особенностями:

импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику, ошибки и недочеты);

агрессивное поведение, раздражительность;

неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутсвие гибкости мышления, инфантильность;

нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

тревожность и подавленность, часто плохое настроение.

 

Признаки депрессивных реакций у подростков

Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

Изменение сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше)

Вялость, хроническая усталость.

Грустное настроение и повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

Возможным проявления депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация у ребенка вызывает сильные переживания, он может задуматься о неконструктивном выходе из ситуации, даже если раньше говорил, что суицид могут совершить только «дураки». Суицидальное поведение может иметь импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

 

Насторожить взрослого могут следующие признаки:

У ребенка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.

Вы наблюдаете у ребенка высокий уровень тревоги (постоянное беспокойство, повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды).

Переживание брошенности, ненужности, одиночества: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред.»

Чувство вины: самоуничижительные реакции, обвиняет себя в неудачах и проблемах, «копается» в себе.

Высказывается негативно о себе, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.

Заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Вопросы: «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?».

«Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит», физические страдания чаще при подавленности, отчаянию

Поисковые запросы в интернете на тему смерти, суицида, одиночества.

Ребенок демонстрирует необычное, нехарактерное для него поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей; возбужденное и повышенно общительное поведение у молчаливых и малоактивных детей).

Подросток символически прощается со своим окружением – просит прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Если присутствуют два и более положительных ответа, нужно поговорить с ребенком, чтобы прояснить ситуацию и оказать эмоциональную поддержку, обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

 

Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию:

разговаривать по душам, поддерживать эмоциональную связь с подростком (книги 1-4 из списка рекомендуемой литературы);

выражать поддержку способами понятными и близкими именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.);

принимать эмоции своего ребенка (я понимаю, ты сейчас злишься…), выдерживать и объяснять его эмоции (тебе хочется, чтобы было по-другому (так-то и так-то)), если поведение зашкаливает норму высказывать это в Я-сообщении (меня обижает (раздражает) такое поведение, я считаю, что можно быть более уважительным ко мне) и направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные физические нагрузки; душевные переживания в доверительные беседы-прогулки, творчество);

поддерживать режим дня (сон, режим питания). Помнить о повседневных радостях и удовольствиях (вкусная еда, поход в кино (театр, концерт, музей, кафе), семейная прогулка или поездка, семейные настольные игры, красивая одежда);

конструктивно решать проблемы с учебой: физическое и психическое благополучие ребенка важнее оценок;

научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных критических для него ситуациях (О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах»);

своевременно обращаться к специалисту (неврологу, психологу, психотерапевту).

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных суицидов родители отмечали, что накануне у ребенка был грустный голос или он пришел из школы заплаканный, но не придали этому значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому важно поддерживать доверительные отношения и открыть поговорить с подростком, когда ему тяжело (Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»).

 

Основные принципы и структура беседы с ребенком в кризисном состоянии

Успокоиться самому. Все внимание ребенку.

Вести себя так, будто обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы ничего нет.

Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

Дать ребенку высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Начало разговора: «Я вижу, что в последнее время тебя что-то расстраивает…»

Активное слушание. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы убедиться, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я тебя понял (а), что…?»

Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-то изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисной ситуации:

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?», «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Когда я был в твоем возрасте…да ты лентяй!»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня», СПРОСИТЕ: «Кому именно? На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, меня беспокоит твое настроение. Давай поговорим, что происходит».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Не говори глупости. Давай лучше поговорим о чем-нибудь другом»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу понять тебя».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Кто же может понять современную молодежь!»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получиться?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе разберем почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора и своих наблюдений вы обнаружите у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо обратиться за помощью к неврологу, врачу-психотерапевту для оценки состояния и оказания помощи.

 

                                                                  «Чтобы дойти до цели,

                                                                  надо прежде всего идти, 

                                                                  выбрав правильное направление,

                                                                  и тогда ты достигнешь результата»                                                                                                                                                             Оноре де Бальзак

    Жизнь в современном мире имеет очень быстрый ритм, и мы не всегда имеем возможность с вами встретиться. На это есть различные причины: много различных важных дел; вы устаете на уроках или работе; или просто кто-то стесняется. Специально для вас создан виртуальный кабинет педагога-психолога.

Здесь вы можете найти необходимую информацию, интересные ссылки, может даже и ответы на вопросы, так же у вас есть возможность оставлять свои пожелания в комментариях.

 

 

 

Телефоны экстренной психологической помощи

 ГУО «СПЦ Столбцовского района»

г. Столбцы, ул. Социалистическая, д.21,

тел.  +375 1717 5 12 27

График работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

 

Республиканский центр психологической помощи

г. Минск ул. Чюрлёниса, 3

+375 17 300 1006

 

 Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 

8 017 270-24-01

8029 899 04 01 (МТС, с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер. Телеграм, Ватсап)

 

 Республиканская (круглосуточная) «Детская телефонная линия»

8 801 100 1611,  8 017 263 03 03

 

 ГУО «Деревнянская средняя школа»

тел. 80171758231

График работы педагога-психолога:

понедельник-пятница с 8.30 до 17.00, суббота с 15.00 до 18.00

Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой

  1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

 

  1. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

 

  1. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

 

  1. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

 

  1. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

 

  1. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

 

  1. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

 

  1. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

 

  1. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

 

  1. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

 

  1. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

 

  1. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

 

Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

 

  1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

 

  1. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.

 

  1. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.

 

  1. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации учащимся при завышенной самооценке

  1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

 

  1. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

 

  1. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

 

  1. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

 

  1. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

 

  1. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

 

  1. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

 

  1. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

 

  1. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

 

  1. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

 

  1. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

 

  1. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

 

Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

 

  1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

 

  1. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

 

  1. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

 

  1. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ

Несколько полезных установок в общении

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешайте ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделывать людей, начни с себя – это и полезней и безопасней.

 

Как управлять своими эмоциями.

  1. Полностью избавится от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
  2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.  

 

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕХА

  1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
  3. Трудись! Другого пути к успеху нет.
  4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
  5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
  6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь.
  7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
  8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
  9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро.
  10. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

- Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

- Помни: нет безвыходных ситуаций. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

- Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему - тебе станет значительно лучше.

- Относись к другим людям так, как хотелось бы, чтобы другие люди относились к тебе.

- Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

- Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового - день прожит напрасно.

- Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

- Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

- Анализируйте каждый прожитый день - учиться лучше всего на собственных ошибках.

- Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Помните!

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я – плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.
  • Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других их членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Для родителей от психолога

«Как стать идеальным родителем подростка»

 

  1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.
  2. Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.
  3. Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.
  4. Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец взаимоотношений (см. п. 1). Вы задумывали одно, а получилось совсем другое — радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует Вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.
  5. Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться Вашей изобретательности.
  6. Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, Ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.
  7. Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к Вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с Вашим ребёнком.
  8. Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в Вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и Вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли Вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.
  9. Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
  10. Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него -совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
  11. Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
  12. Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты.
  13. Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
  14. Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».
  15. Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.

 

7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок,

критики и не будет вам врать

  1. Взять ответственность за своих детей. Да, решение принимаете вы, а не они

  

Пока мы родители, как ни крути, как не советуйся с детьми, мы и только мы делаем решающий выбор. Идти в эту школу или в ту? Разбираться с учителем или спустить на тормозах? Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:

  • «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
  • «Мы развелись, потому что так было лучше детям».
  • «Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».
  • «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
  • «Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».

Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её. Нет, дорогие мои:

  • Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
  • Вы разводитесь, потому что вы так решаете поступить.
  • Вы не разводитесь потому, что вы, а не дети принимают такое решение.
  • Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не видите, не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
  • Вы не отбираете у дочки планшет, потому что не знаете, как утешить её и не хотите выглядеть в её глазах плохими.

И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о самооценке ребёнка, - принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.

Вот она - база для детской самооценки. Мир надёжен. Потому что родители знают, что делать.

  1. Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами

   Много лет назад педагог Симон Соловейчик написал книжку «Педагогика для всех». Прекрасную книжку. Можно каждый день читать на ночь. Очень вдохновляет, опускает на землю и приводит в чувства - тройной эффект. Интересно, что её читатели делятся ровно на две категории: те, кто книгу взахлёб читают, и те, кто через десять страниц говорит: «Одна вода, ничего конкретного». Я бы объяснила это так: первой категории читателей интересно с детьми. Даже если они иногда слишком за них переживают. Второй - дети не интересны. Даже собственные. Так бывает. Есть люди, которые интересуются цифрами, железками, музыкой, буквами. Но не людьми. И вот пусть дети подрастут, заинтересуется цифрами, музыкой, ещё чем-нибудь - тогда поговорим.

Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются

Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).

Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу, мы чахнем и наша самооценка падает.

  1. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно

  

Про вред критики для самооценки любого человека, а ребёнка особенно, скажу вскользь — про это уже даже старушки у подъезда в курсе и дети в средней группе детского сада. Все об этом знают, но удержаться очень трудно. Мы пропитаны критикой, мы в ней выросли. Советская культура — культура корректирующая, поправляющая. Государство точно знало, как надо. Так и пошло с тех пор: «Горбишься, улыбаешься, почему без сменной обуви, ничего сами не можете, плохо работаешь, плохо отдыхаешь, плохо ешь, совсем не ешь, слишком толстый…». Только успевай уворачиваться.

Нашим детям достаётся из-за простого правила: получил сам — передай другому. Мы, взрослые, и сами живём под этим градом критики со всех сторон. А если мы уже родители — град усиливается. Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём всякий интерес и вселяют страх ошибки.

 

  1. Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки (а не ругать за них)

   Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, и в разном возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно не получается. Для 12-летнего — быть рядом, чтобы чуть что поддержать, когда позовёт.

 

  1. Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший» или «лучше кого-то»

 

Когда ошибки не ободряются или отрицаются («Ты не можешь этого не понять, ты просто не хочешь понимать»), а достижения превозносятся как самые-самые из самых-самых, есть риск вырастить короля без королевства. То есть человека, который будет бессознательно пытаться изо всех сил удерживать чувство своего превосходства над другими. Это как раз те странные истории, когда человек хочет большего и вроде всё у него есть для того, чтобы этого большего достичь. Но он топчется на месте, ничего не делает и лишь критикует успехи далеко не таких умных и талантливых, но активных и смелых людей.

Так вот. Если хотите ребёнку добра, хвалите его не за то, что «у других детей никогда так не получится», а хвалите за то, в чём он превзошёл сам себя, за то, что он научился делать лучше.

 

  1. Верить детям, даже когда они врут

  

Спросите взрослых, у которых были хорошие отношения с родителями и которым многое в жизни удалось сделать, за что они благодарны своим родителям. И вы услышите: за то, что они мне верили и доверяли. Даже тогда, когда этого делать, казалось бы, не следовало. Педагог Александр Нилл, основатель школы «Саммерхилл», считал, что дети в основном лгут от страха. И если дети перестают бояться — они перестанут обманывать.

Родители часто переживают, что дети много врут, некоторые маниакально требует от детей говорить правду и только правду. Вот что пишет Александр Нилл о своей и детской лжи:

«За почти 40 лет моей работы я ни разу сознательно не солгал ученикам, да никогда и не испытывал подобного желания. Впрочем, это не вполне верно, потому что однажды я солгал крепко. Девочка, несчастливая история которой была мне известна, украла фунт. Трое мальчиков — школьный комитет по кражам — видели, как она покупала мороженое и сигареты, и устроили ей перекрёстный допрос. „Этот фунт мне дал Нилл“, — утверждала она. Мальчики привели её ко мне: „Ты давал Лиз фунт?“ Наскоро оценив ситуацию, я непринуждённо ответил: „Ну да, давал“. Я знал, что, если бы я её выдал, она уже никогда бы не поверила в меня. Я должен был подтвердить, что я до конца на её стороне. Я уверен, что, если бы её семья была честной и свободной, такая ситуация никогда бы не возникла. Я солгал умышленно — с лечебной целью, — но ни в каких других обстоятельствах я не смею лгать».

  1. Оставаться на стороне своих детей до конца

 

  Быть до конца на стороне своих детей — ещё одно важное родительское свойство, которое помогает ребёнку вырасти уверенным в своих силах человеком. Быть до конца на стороне своих детей — значит видеть их, понимать их, знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные чувства, что они, как и другие люди, могут злиться, могут быть несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне. Как бы это ни было трудно.

Притчи о потерянном времени

 

                   * * *

Жил в одном городе мальчик. Ходил он по городу и бегал. И ходило, и бегало, и радовалось вместе с ним его время, и было оно ростом тогда выше крыши, и хватало мальчику его времени на всё и всегда. Мяч погонять – пожалуйста. Девчонку за косу дёрнуть – пожалуйста. И не было у мальчика проблем со временем, а у времени с мальчиком.

Но вот вырос мальчик, и появились у мальчика дела. И требовало каждое дело небольших затрат времени. Ну, он и тратил так, слегка.

За компьютером посидеть – пожалуйста. С друзьями повстречаться, с родственниками, коллегами – пожалуйста. Телевизор посмотреть – пожалуйста. А время идёт за мальчиком и улыбается – есть ещё время. И не всегда хотелось мальчику время своё убивать, но друзья, знакомые, коллеги, родственники, телевизор, телефон, компьютер требовали своей доли.

И пришёл час, когда иссякло время его. А на следующий день пришёл к нему сын и сказал:

- Папа, пойдём в зоопарк или в Макдональдс.

И ответил ему отец:

- Извини, сын мой, нет у меня времени!

А потом позвонил отец его и спросил:

- Как ты там, сынок, почему не звонишь?

И ответил ему мальчик:

- Извини, отец, да всё как-то времени нет.

Время – самый бесценный, самый незаметный ресурс, идущий по самой жёсткой цене – 60 минут в час. Если не научишься управлять, убежит, словно песок сквозь пальцы. Придёт

Время и захочешь посмотреть на то, что ты в этой жизни сделал. А вдруг оно убежало, а ты так ничего и не успел?

 

 

 

* * *

Жил человек свою жизнь. Все шло своим чередом: радости  и горести, удачи и неудачи, чувства и охлаждения, труды праведные и заботы рутинные...

И вдруг в его жизни произошло невероятное, он стал летать. Все чувства, мысли и ощущения как будто взорвались. Произошло что-то такое, от чего все засияло невиданными красками: чувства стали удивительными, красочными и всепоглощающими... творчество стало сравнимо с живительным фонтаном, который мог напоить всех... мир вокруг - прекрасным и созданным только для этого человека. Прошедшая жизнь казалась либо несущественной, либо таинственной, наполненной глубокого смысла предтечей происходящего.

Человек перестал просто жить, он стал летать, петь удивительные песни и придумывать новый мир вокруг...

И вдруг он упал.

Долго искать тому причины, но это случилось. Было больно, было тяжело, но человек пришел в себя и стал жить как раньше. И стало ему казаться, что произошедшее с ним - это лишнее, ненужное и отвлекающее от забот и проблем. 

Он даже стал жалеть о потерянном времени на все эти дурацкие полеты и фонтаны.

И пришел человек к богу и спросил его:

- Всемогущий, жизнь и так коротка, скажи, зачем часть ее я потерял на ненужные вещи? Ведь полет и песни - это удел птиц, фонтаны - это свойство воды, а яркие краски принадлежат природе вокруг...

- Иди, сын мой, доживай свой век. Ты просто ничего не понял. Ты не понял, что именно этот взлет и был твоей жизнью...

 

Ещё в этом разделе