Социально-психологическая служба

Механизмы разрешения конфликтов

в детско –родительских отношениях

Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком - активное слушание. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Слушая ребенка:

Повернитесь к нему лицом. Сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне - это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта.

Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия.

В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом.

Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов:

исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;

ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше;

устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями;

ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит - становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным;

ребенок учится сам активно слушать своих близких;

родители начинают лучше понимать своего ребенка.

 

Наиболее оптимальный результат решения конфликта - нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка. Достичь такого результата достаточно легко.

Насилие в семье — умышленные действия физической или психологической  направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

 Выделяют несколько форм насилия:

1) физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений различной степени тяжести; побои, ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;

2) психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) — преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.

3) экономическое насилие — это контроль над финансовыми и иными ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», принуждение к вымогательству, запрет на получение образования и/или трудоустройство, намеренная растрата финансовых средств семьи с целью создания напряженной обстановки.

Все эти формы воздействия на человека носят выраженный деструктивный характер и приводят к утрате доверия к себе и миру, беспокойству, тревожности, нарушениям сна и аппетита, депрессии, агрессивности, низкой самооценке.

 

Если вы стали жертвой насилия, обязательно обратитесь за помощью! Получить помощь – это очень важно.

 

Графік правядзення кансультацый

спецыялістамі СППС

2020/2021 навучальны год

 

Педагог сацыяльны

 

Педагог – псіхолаг

Кансультацыі для навучэнцаў

 

Кансультацыі для бацькоў

Кансультацыі для педагогаў

Кансультацыі для навучэнцаў

Кансультацыі для бацькоў

Кансультацыі для педагогаў

Панядзелак

 

16.30-17.30

 

14.00-15.00

 

 

Аўторак

14.00-15.00

 

 

16.00 –17.00

 

 

Серада

14.00 –15.00

 

 

 

 

 

Чацвер

 

 

15.00-16.00

 

15.00-16.00

 

Пятніца

 

 

 

 

 

15.30 –16.30

Субота

16.00 –17.00

15.00 –16.00

 

15.00 –16.00

16.00 –17.00

 

 

Графік работы спецыялістаў СППС у І паўгоддзі  2020/2021 навучальнага года

 

Кушнер Ала Уладзіміраўна,

педагог сацыяльны

 

Вільнявец Наталля Чаславаўна,

педагог - псіхолаг

Панядзелак

8.00 – 12.00

12.30 – 14.05

15.05 - 17.30

8.00 – 12.00

12.30 – 15.00

16.00 – 17.30

Аўторак

                  8.00 – 12.00

12.30 – 15.30

 

8.00 – 12.00

12.30 – 13.55

14.55 - 16.30

Серада

                  8.00 – 12.00

12.30 – 15.30

8.00 – 12.00

12.30 – 13.55

14.55 - 16.30

 

Чацвер

8.00 – 12.00

12.30 – 15.00

16.00 - 16.30

9.00 – 12.00

12.30 – 16.30

 

 

Пятніца

                  8.00 – 12.00

12.30 – 15.00

16.00 – 16.30

 

9.00 – 12.00

12.30 – 16.30

 

 

Субота

 

14.00 – 18.00

 

13.00 - 17.00

 

Роль семьи в формировании личности

 

Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру. Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку (без излишней навязчивости) c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии.

Став взрослым, человек воспроизводит семейный стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителям надо не только просвещаться, но и обучаться способам правильного общения с детьми, корректировать свои личностные качества, относящиеся главным образом к сфере «Я».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско - родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

Об особенностях личностных качеств ребенка, отношениях в детском коллективе можно узнать у классного руководителя или педагога-психолога учреждения.