Социально-психологическая служба

Советы психолога

развернуть

Советы психолога учащимся

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и не повторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней. Как управлять своими эмоциями.
  8. Полностью избавится от эмоций и не разумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
  9. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  10. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И на оборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
  11. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  12. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.
  13. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

 

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕХА

  1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
  3. Трудись! Другого пути к успеху нет.
  4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
  5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
  6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь.
  7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
  8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
  9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро.
  10. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Помни: нет безвыходных ситуаций. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему – тебе станет значительно лучше. Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами. Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового – день прожит напрасно. Самое ценное в нашей жизни – здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Анализируйте каждый прожитый день – учиться лучше всего на собственных ошибках. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.

свернуть

Графік работы СППС у 2022/2023 н.г.

развернуть

Графік работы спецыялістаў СППС

у  2022/2023 навучальным годзе

 

Пятроўская Ірына Станіславаўна,

педагог - псіхолаг

Шаціла Софія Сяргееўна,

педагог сацыяльны

 

Панядзелак

9.30 – 12.30

14.00 – 15.00

 

9.00-14.00

Аўторак

 

11.00 – 15.00

13.30-16.30

Серада

8.30 - 11.30

10.00-12.00

 

13.00-15.00

Чацвер

 

9.00 – 13.35

16.05 – 16.30

9.00-10.00

Пятніца

 

8.30 – 10.30

9.00-14.00

Субота

 

14.00 – 16.00

 

15.00-17.00

 

 

 

Графік правядзення кансультацый

спецыялістамі СППС у

2022/2023 навучальным годзе

 

 

Педагог сацыяльны

 

Педагог – псіхолаг

Кансультацыі для навучэнцаў

 

Кансультацыі для бацькоў

Кансультацыі для педагогаў

Кансультацыі для навучэнцаў

Кансультацыі для бацькоў

Кансультацыі для педагогаў

Панядзелак

 

 

 

 

 

 

Аўторак

14.00 – 15.00

 

 

12.00 – 13.00

 

 

Серада

 

 

14.00 – 15.00

 

 

 

Чацвер

 

 

 

 

 

12.30 – 13.30

Пятніца

 

 

 

 

 

 

Субота

 

14.00 – 15.00

 

 

14.30 – 15.30

 

 

 

свернуть

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

развернуть

(МТС) с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.

свернуть

Телефоны экстренной психологической помощи

развернуть

Телефоны экстренной психологической помощи

 ГУО «СПЦ Столбцовского района»

г. Столбцы, ул. Социалистическая, д.21,

тел.  +375 1717 5 12 27

График работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

 

Республиканский центр психологической помощи

г. Минск ул. Чюрлёниса, 3

+375 17 300 1006

 

 Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 

8 017 270-24-01

8029 899 04 01 (МТС, с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер. Телеграм, Ватсап)

 

 Республиканская (круглосуточная) «Детская телефонная линия»

8 801 100 1611,  8 017 263 03 03

 

 

 

свернуть

Памятка для подростков "Как бороться со стрессом"

развернуть

Памятка для подростков "Как бороться со стрессом"

 

Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

 Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы

После отдыха приступай к решению проблемы.

Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

Рекомендации по преодолению стресса:

 Необходимо делиться своими переживаниями.

Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.

Стараться высыпаться и правильно питаться.

 Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка,

физическая разрядка).

         Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).

Не боятся плакать.

Постарайтесь принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все

к лучшему).

Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте. Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.

Развивайте навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятия

напряжения.

 

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг.

Лучшему запоминанию способствует – морковь.

От напряжения и усталости хорошее средство – лук.

Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы).

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение.

От нервозности вас избавит – капуста.

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет, по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску. 

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

развернуть

Жизнь без конфликтов.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

 

Способы урегулирования конфликтов:  компромисс (уступки с обеих сторон);  интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);  капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);  уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);  переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);  вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);  чувство юмора. 

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов

Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия.  Не давайте ребенку несбыточных обещаний.  Не ставьте своему ребенку условий.  Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе.  Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.  Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.  Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 

Помните, что ребенок - это воплощенная возможность!  Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

Как управлять своими эмоциями

 

Важно уметь управлять своими эмоциями, гармонизировать себя и восстанавливаться! Лучшим средством для эмоционального регулирования является: высвобождение эмоций, расслабление, переключение и повышение активности (физической, когнитивной, творческой).

Перечень наиболее доступных и эффективных способов регулирования эмоционального состояния:

  1. ПЕРЕКЛЮЧИТЬ внимание, заняться любимым делом, читать, рисовать. Творчество гармонизирует психику, приводит в равновесие, снимает стрессовое и агрессивное состояние.
  2. Активная физическая НАГРУЗКА: спорт, домашние дела, требующие физического напряжения и усилий.
  3. ТАНЕЦ – пришел в мир как техника медитации. Танцевать нужно изо всех сил, так, чтобы просто утратить себя, лишиться сил. Забыть о технике, не контролировать движения, пусть танец будет чист и прост. Великолепное и весьма активное освобождение!
  4. ЮМОР. Смех приводит к снижению тревожности, сердцебиение нормализуется, мышцы менее напряжены. Смотреть комедии, юмористические передачи.
  5. Можно ПЕТЬ (даже если через силу в начале). Пение отлично гармонизирует состояние. Если слова вылетели из памяти, можно напевать любые звуки.
  6. Различные варианты РЕЛАКСАЦИИ (напрягать и расслаблять тело), аутогенная тренировка и формулы самовнушения: Я совершенно спокоен. Я расслаблен. Мое дыхание ровное.
  7. ВОДНЫЕ процедуры. Ванна, бассейн, душ. Представлять, что всё негативное растворяется в воде.
  8. Плотно сжать губы и 10-15 раз медленно описать ДУГА языком по НЁБУ = снижает уровень нарастающих эмоций.
  9. Круговые передвижения ОРЕХОВ в ладонях. По два ореха в ладонь. Пальцами перебирать их по кругу. Это расслабляет. Но более эффективно – если сможете представить, что они втягивают в себя как дымку негатив. После этого орехи выбросить.
  10. МАССАЖ кончиков мизинцев. 1 мин тщательно разминать пальцами правой руки мизинец левой и наоборот. Можно также раздражать точки у основания ладони со стороны мизинца: массировать большим пальцем другой руки около 3 мин., делать круговые движения.
  11. МЕДИТАЦИЯ и Визуализация. Примерно так: мысленно нарисовать картинку любой местности (берег моря, высокие горы, поляна в лесу). Здесь в этом месте Вам легко, приятно, радостно. Вы расслаблены, ощущаете покой и умиротворение. Почувствуйте это. Исследуйте свои ощущения, представьте в деталях. Смакуйте удовольствие от своего состояния, от видов природы. Запомните это состояние, постарайтесь побыть в нем как можно дольше, чтобы ваше переживание приобрело глубину.
  12. Медленное и глубокое ДЫХАНИЕ – как успокаивающее средство.
  13. ПРОГУЛКА на свежем воздухе ( парк, лес, река, поле). Удивительно гармонизирует человека способность соединиться с природой (услышать звуки, уловить запахи, почувствовать легкость ветра, разглядеть окружающую красоту).
  14. МУЗЫКА. Выбирайте способы для эмоционального регулирования, которые подходят именно вам. Главное – не накапливать в себе разрушительную силу негативных эмоций.

 

ПОЗИТИВА И РАДОСТИ ВАМ!

 

 

свернуть

Меры индивидуальной профилактики правонарушений к лицам, применившим насилие в семье

развернуть

Меры индивидуальной профилактики правонарушений

к лицам, совершившим домашнее насилие

 

  • профилактическая беседа;
  • официальное предупреждение;
  • профилактический учет;
  • защитное предписание;
  • коррекционная программа;
  • иные меры, предусмотренные законодательными актами.

 

Профилактическая беседа - устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с гражданином:

освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывшим к избранному месту жительства;

поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни привели к совершению правонарушения или дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения.

 

Официальное предупреждение – письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения совершения им правонарушений.

Официальное предупреждение выносится гражданину, в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

 

Профилактический учет – наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина:

совершившего домашнее насилие и в связи с этим привлеченного к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания;

совершившего домашнего насилия и в отношении которого в связи с этим проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства;

отбывшего полностью основное и дополнительное наказание, а также в отношении которого прекращено применение принудительных мер воспитательного характера в связи с достижением осужденным совершеннолетнего возраста, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор либо осуществляется профилактическое наблюдение;

в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

 

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

Защитное предписание может применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:

  • осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;
  • проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.

 

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от домашнего насилия;
  • посещать места нахождения пострадавшего от домашнего насилия;
  • общаться с пострадавшего от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
  • распоряжаться общей совместной с пострадавшим от домашнего насилия собственностью.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим от домашнего насилия жилое помещение.

 

Коррекционная программа - комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.

Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений.

Коррекционная программа проводится с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.

Проведение коррекционной программы обеспечивается в соответствии с законодательством в сфере оказания психологической помощи и осуществляется на безвозмездной основе.

 

Помните! Ежегодно в республике от рук близких погибают сотни людей, многие получают тяжкие телесные повреждения. Своевременное обращение за помощью остановит домашнее насилие, сохранит Вам жизнь.

Если в ВАШЕЙ семье уже имело место домашнее насилиелибо Вы проживаете рядом с семьёй, в которой ребёнок, один из супругов, либо престарелый человек находится в опасном положении, либо Вам стало известно о фактах  насилия в отношении них, не оставайтесь безразличными к этим проблемам!!!

Телефоны оперативно-дежурной службы Столбцовского РОВД:

102, 51915

 

 

ВАЖНО!

 

Не молчать, а показать нарушителю, что его неправомерные действия неукоснительно повлекут за собой определенные правовые последствия!

 

свернуть

Скажи "ДА" семье без насилия

развернуть

Кризисная комната

развернуть

Роль семьи в формировании личности...

развернуть

Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру. Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

     Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку (без излишней навязчивости) c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

    Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии.

    Став взрослым, человек воспроизводит семейный стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителям надо не только просвещаться, но и обучаться способам правильного общения с детьми, корректировать свои личностные качества, относящиеся главным образом к сфере «Я».

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско - родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

    Об особенностях личностных качеств ребенка, отношениях в детском коллективе можно узнать у классного руководителя или педагога-психолога учреждения.

свернуть

АУТОАГРЕССИЯ.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Как общаться с аутоагрессивным подростком.

развернуть

Аутоагрессия. Памятка для родителей "Как  общаться с аутоагрессивным подростком"

/files/00518/obj/110/37773/doc/АУТОАГРЕССИЯ.docx

 

АУТОАГРЕССИЯ. Что это и почему надо на это обращать внимание?

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя, на самоуничижение, саморазрушение.

Аутоагрессия проявляется в разных формах:

пищевая зависимость (анорексия, булемия);

самоповреждение – порезы, шрамы, татуировки, пирсинг;

занятия экстремальными видами спорта;

фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.;

виктимное поведение — поведение жертвы;

химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм;

аутическое поведение – уход в себя, отстранение от общества;

суицидальное поведение-крайняя форма проявления аутоагрессии.

Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.

К определенному периоду жизни у ребенка формируется способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей — воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой.

Самонаказание сложно назвать эффективным методом самовоспитания. Оно запускает ненужные негативные эмоции, отвлекает с дела на переживание. Вместо того, чтобы исправлять ошибку, человек погружается в расстройство и самоедство.

Причины аутоагрессии у ребенка

Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.

Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно

выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.

Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии ребенка. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.

Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.

Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у ребенка заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.

Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Распознавание аутоагрессивного поведения

Поведение, мимика: избегает контакт глазами, голова опущена, характерны жесты покорности, мимика лица приобретает «образ Пьеро».

Речь: голос тихий, тембр низкий, делает большие паузы в речи, как-будто пытается скрыть информацию.

Сложные комплексы поведения: нарушение сна, походка покорности, анорексия, имитирующее, подражательное поведение.

Вербальный уровень: чаще всего монологическая речь.

Как вести себя родителям:

Обращайте внимание на любые повреждения на теле ребенка: царапины, ссадины, следы проколов. Спокойно интересуйтесь, каким образом он их получил. Если таких случаев становится все больше, стоит насторожиться.

Напоминайте ребенку о том, что вы расспрашиваете его не для того, чтобы ругать, объясните, что ваше беспокойство вызвано исключительно заботой о нем.

Приучайте подростка промывать царапины и ссадины, мазать их йодом, заклеивать пластырем. Это на бессознательном образе формирует у человека образ своего тела, как ценности, которую он любит и о которой должен заботиться.

Неуравновешенные дети могут перенимать такой стиль поведения у своих друзей или более популярных в коллективе сверстников. Это

своего рода возможность придать себе вес и выделиться. К такому копированию склонны подростки с низкой самооценкой. Родителям следует обратить серьезное внимание на душевное состояние подростка и на отношение его с другими детьми.

Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьёзного внимания взрослых. Обратитесь за помощью к психологам. Не бойтесь, что вам посчитают плохим родителем или что ваша тревога спровоцирует у ребенка желание манипулировать вами. Склонность к причинению вреда связана с такими чертами характера, как замкнутость, педантичность, застенчивость и обидчивость.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как общаться с аутоагрессивным подростком

Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.

Выразите искреннее беспокойство за него, но не сомнения в его психической полноценности.

Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение, это может вызвать протестную реакцию.

Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка.

Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем, и поделитесь своими мыслями, предложите помощь.

Расскажите о том, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев.

Обратите внимание подростка на его достоинства и сильные стороны.

По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту или организуйте такую встречу в безопасной для подростка обстановке.

Если подросток совершает аутоагрессивные действия в вашем присутствии, оцените степень риска этих действий для здоровья и жизни.

Не поддавайтесь на шантаж, если с помощью аутоагрессивных действий подросток пытается получить какую-то выгоду для себя. Отвечайте ему мягким отказом и призывайте к прекращению опасного поведения.

В случае непосредственной опасности постарайтесь спокойно, но твердо удержать подростка от совершения аутоагрессивных действий (или обратитесь за помощью).

В случае явно демонстративного и неопасного характера подобных действий уместным будет спокойное игнорирование. Следует, однако, помнить, что характер действий может поменяться и стать более опасным.

Помните, что подростки склонны к острым эмоциональным реакциям и в трудных ситуациях особенно нуждаются в чутком поддерживающем отношении.

 

свернуть

В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ

развернуть

Детский правовой сайт

развернуть

 

Детский правовой сайт – уникальный ресурс о праве для детей и подростков, который состоит из информационной библиотеки и игровой зоны.

Адаптированная для восприятия информация позволяет юным посетителям получить в доступной форме сведения о государстве и праве Республики Беларусь и других стран, освоить рекомендации по безопасному поведению в Интернете, дорожной безопасности, узнать правила поведения в чрезвычайных ситуациях и многое другое.

Специально разработанные игровые локации помогают получить навыки правомерного поведения и принятия правильных решений в конфликтных ситуациях.

Основная цель Детского правового сайта – способствовать формированию у детей и подростков знаний, навыков и ценностных установок, которые необходимы для успешной жизни в современном обществе

 Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by)

 

 

свернуть

Механизмы разрешения конфликтов в детско–родительских отношениях

развернуть

Механизмы разрешения конфликтов

в детско –родительских отношениях

Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком - активное слушание. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Слушая ребенка:

Повернитесь к нему лицом. Сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне - это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта.

Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия.

В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом.

Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов:

исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;

ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше;

устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями;

ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит - становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным;

ребенок учится сам активно слушать своих близких;

родители начинают лучше понимать своего ребенка.

 

Наиболее оптимальный результат решения конфликта - нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка. Достичь такого результата достаточно легко.

свернуть

Останови насилие

развернуть

Профилактика насилия

     Насилие в семье – это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон РБ «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

          В отношении гражданина, совершившего насилие в семье, применяются следующие меры:

профилактическая беседа;

официальное предупреждение;

постановка на профилактический учет;

вынесение защитного предписания.

            Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье;

посещать места нахождения гражданина, пострадавшего от насилия в семье;

общаться с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание обязывает гражданина временно покинуть общее с гражданином пострадавшим от насилия в семье жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Если Вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас - обратитесь за помощью по телефону экстренной психологической помощи (801717)51604 (с 8.00 до 17.00).

Cайт территориального центра http://stolbtsi-zentr.com

Cайт Столбцовского районного исполнительного комитета http://stolbtsy.gov.by/

Как распознать ребенка, подвергающегося насилию

            Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

            Когда говорят о насилии по отношению к детям, часто употребляют термин «жестокое обращение с детьми». Жестокое обращение с детьми - это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка».

            Насилие трактуется как «физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности».

            Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками - преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

            Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального принуждения.

  1. Физическое насилие- преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.
  2. Эмоциональное (психологическое) насилие- длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.
  3. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
  4. Пренебрежение нуждами ребенка - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Виды насилия над детьми и влияние на детей

  1.  Физическое насилие – действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня и т.д.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;

дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;

могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

страх физического контакта, боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

  1. Раны и синяки:

разные по времени возникновения;

в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

непонятного происхождения;

имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).

  1. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
  2. Повторяющаяся госпитализация.

   В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

             Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги.

            Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию.

  1. Отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

  1. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов, унижение его достоинства;

отвержение ребенка;

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

принуждение к одиночеству;

совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

похищение ребенка;

причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

уступчивость, податливость;

ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

  1. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

ласка, эротизированная забота;

демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);

проституция.

Влияние на ребенка:

ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

может жаловаться на физическое нездоровье;

девочка может забеременеть;

ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

скрывает свой секрет (сексуальные отношения с взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.

            К ближайшим последствиям насилия относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

            Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Следствием жестокого обращения могут быть различные заболевания. Например, при физическом насилии могут быть повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут возникнуть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

            Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Дети, пострадавшие от насилия, имеют определённые психические особенности. Они пережили психическую травму, в результате чего развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

            Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

            Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

             Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

            Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

             Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

            Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

            Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

            Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Исследования показали, что подавляющее большинство преступников - это в прошлом подростки, отвергнутые семьей. Если дети не имеют возможности избежать насилия внутри семьи, они развивают свои формы сопротивления.

Если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;

внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";

не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

 

 

свернуть

Помощь людям в трудной жизненной ситуации

развернуть

 

Информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации можно получить на сайте:

      https://pomogut.by/

Интернет объединяет людей в разных уголках мира. Но среди них могут оказаться такие, общения с которыми стоит избегать. Игры и видео, которые ты находишь в интернете, тоже могут оказаться далеко не безобидными. Что нужно знать, чтобы обеспечить свою безопасность в сети? Об этом ты можешь узнать здесь.

https://kids.pomogut.by/

свернуть