Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. В Конституции заложены основы регулирования правовой, политической и экономической системы государства. Основной Закон закрепляет неотъемлемые права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Положения Конституции находят свое развитие в текущем законодательстве. Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года). В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции. Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября 2004 года. Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года. № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования. 27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Данные изменения вступили в силу 15.03.2022.
В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание"). В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей. Важнейшей конституционной нормой является положение статьи 2, определяющее иерархию ценностей в стране. Согласно данной статье человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и цель общества и государства. К числу основных принципов, пронизывающих нормы Конституции, следует отнести: верховенство права; гарантию и соблюдение прав человека и гражданина; демократический порядок формирования органов власти. Конституция воплотила в себе исторический опыт становления белорусской государственности. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу и быть полноправным субъектом мирового сообщества.
Основные направлениях конституционных преобразований.
- Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных ценностей.
Сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства. Для Беларуси этот вопрос ввиду исторических предпосылок также является актуальным.
- Конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции). Действующие конституционные положения в целом сохраняют свою актуальность и не требуют существенных изменений. Вместе с тем, предлагается их актуализировать (осовременить) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений.
- В Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей (преамбула, статьи 15 и 54).
Наш священный долг – передать будущим поколениям память о Победе Красной армии и советского народа над нацизмом. О том, что именно Советский Союз внес решающий вклад в разгром фашизма и спас мир от коричневой чумы.
Сегодня нашим гражданам, в особенности молодежи, пытаются навязать насквозь фальшивые исторические нарративы. Когда Советский Союз наряду с нацистской Германией, обвиняют в развязывании Второй мировой войны. К сожалению, эти тенденции взяли верх в некоторых странах, в том числе у наших соседей. Когда советские символы приравниваются к нацистским, а людям запрещают отмечать священный для них праздник под знаменами Великой Победы.
Для чего это делается? Чтобы разрушить память, сломать наш внутренний стержень, а затем с помощью посеянного раздора и инспирированного хаоса поставить под внешнее управление нашу страну и народ. Противодействие этим устремлениям является важнейшей задачей белорусского общества и государства.
- Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально- экономических возможностей государства. Трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении своего жилья остались неизменны. Однако особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47).
Не менее важным конституционным посылом является повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).
Повышение социальной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина по принципу ”государство – партнер“, предполагающего укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и одновременными обязательствами граждан участвовать в развитии страны и общества.
Кроме того, с учетом произошедшего научно-технического прогресса государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51).
Защита персональных данных граждан является одной из важнейших функций государства в условиях стремительного развития информационного общества и коммуникационных технологий. Усиление роли государства и ужесточение ответственности в данном направлении являются трендом изменения законодательства в мировой правовой практике.
Европейским союзом принят Генеральный регламент о защите персональных данных, который вступил в силу 25 мая 2018 г. Законодательство о защите данных серьезно ужесточил Китай, поправки в такое законодательство внесены в России, Казахстане, Украине.
Следует отметить, что меры ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных в западных странах очень жесткие. За нарушение вышеназванного регламента Евросоюза для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере до 20 млн. евро или 4 процента годовой выручки (в зависимости от того, что больше). Резонансным стало тянущееся еще с 2017 года дело против корпорации Google, обвиненной в ЕС в использовании персональных данных пользователей для подавления конкурентов. В ноябре текущего года очередное судебное заседание оставило в силе штраф на 2,4 млрд. евро, выписанный цифровому гиганту антимонопольным ведомством еврокомиссии.
Конституционные изменения касаются и вопроса формирования внутренней и внешней политики. Согласно предлагаемым поправкам особо подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.
В условиях возрастающего геополитического противостояния, которое носит долговременный устойчивый характер, стало очевидным, что достижение нашей страной нейтрального политического статуса в ближайшей перспективе нереально. Сохранение данной нормы дезориентировало бы как граждан Республики Беларусь, так и наших международных партнеров. Союзное государство с Российской Федерацией, Евразийский экономический союз, система коллективной безопасности в рамках ОДКБ являются важнейшими факторами сохранения суверенитета Республики Беларусь и ее перспективного развития.
С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).
- В основе Конституции – баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране ставит задачу поиска новых решений, направленных на обеспечение равновесия власти, нейтрализации возможности усиления (ослабления) каждой из ее ветвей.
Всебелорусское народное собрание – это сложившаяся и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
В проекте сформулированы нормы, определяющие ключевые аспекты статуса, порядка формирования и полномочий Всебелорусского народного собрания (глава 31).
Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.
Собрание, сформированное на демократических началах, должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.
Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе:
принимать основные стратегические и программные документы
страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);
предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
предлагать проведение республиканского референдума;
предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
рассматривать вопрос о легитимности выборов;
принимать решение об импичменте Президенту;
вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Это – пример передачи Собранию части президентских полномочий и полномочий Парламента (Совета Республики).
Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.
Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.
Определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами Собрания.
Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.
ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона (предполагается принятие в течение года).
Придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.
ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939 года.
Непреходящая ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.
Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году, именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 годах. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси.
Шестое Всебелорусское собрание состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
Любая социальная система в период развития и переформатирования наиболее уязвима к внешнему воздействию, государство не исключение. Чтобы обеспечить одновременно развитие экономической, политической систем и сохранение национальной идентичности, суверенного государства необходим институт, который бы выступил гарантом успешной трансформации. Таким институтом призвано стать Всебелорусское народное собрание как высшая форма народовластия. Наделение его полномочиями в сфере поддержания безопасности государства позволит создать зонтичные механизмы защиты государственности, распаковав при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политических систем.
- Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания, изменяются полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.
Перераспределение полномочий не является самоцелью. Как неоднократно подчеркивал Глава государства: нельзя создать риск двоевластия. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. В этой связи подготовленные изменения Конституции усиливают баланс полномочий.
В отношении должности Президента предлагается:
ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст – не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
упрощение процедуры импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами. На это направлено и изменение порядка работы Парламента, который будет осуществлять законодательную деятельность практически в течение всего года (уже изданные декреты сохранят свою юридическую силу до признания их утратившими силу, а их положения – приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов) (статьи 85, 101 и 142);
придание указам подзаконного характера (статья 85);
наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
Сохранение президентской формы правления обусловлено в том числе особенностями белорусского общества, ориентированного на сильную власть, что проявляется в высокой степени ментальной зависимости от государства, дисциплинированности, стремлении к единоначалию, склонности ориентироваться на харизматичного лидера. Исторические периоды, когда белорусское общество оказывалось без стабильной власти, в сознании населения связаны со страхами анархии и гражданской войны.
- С учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента и Правительства.
Для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).
Назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98).
Важной поправкой является возложение на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республики – полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881), что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.
Согласно действующей Конституции в случае вакансии должности Президента полномочия Главы государства осуществляются Премьер-министром. Согласно предлагаемым изменениям усиливаются полномочия руководителя Правительства. Фактически в его руках сосредоточиваются рычаги экономической власти. В этой связи в случае экстренной ситуации функции Президента (а это политические функции) передаются Председателю Совета Республики, что обеспечивает принцип баланса властных полномочий.
Проектом уточняются полномочия Правительства:
законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).
- Определенные изменения предусмотрены в отношении системы местного управления и самоуправления:
как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
из Конституции исключаются положения, предусматривающие
конкретное указание на виды административно-территориальных единиц.
Это позволит в будущем при необходимости осуществить реформу системы местного управления и самоуправления. В настоящее время указание на то, что помимо областей, городов и районов существуют другие административно-территориальные единицы, в которых согласно статье 118 Конституции должны избираться местные Советы депутатов, не допускает возможности оптимизации системы местного управления и самоуправления (статья 9);
усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
- Предлагаются изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:
конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);
снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан
(право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей) (статья 64);
урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);
сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
Кроме того, в проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
- Конституционные положения предусматривают следующие изменения в судебной системе:
изменение порядка формирования Конституционного и Верховного
судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
существенное повышение статуса и значения органа конституционного правосудия – Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
давать толкование Конституции;
выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты; по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.
- С учетом предлагаемых управленческих и политических поправок в Основной Закон сформулированы переходные положения, обеспечивающие механизм вступления Конституции в силу, не нарушая стабильную работу государственного аппарата.
- Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула (4 позиции) и 81 статья (178 нормативных положений), исключены 2 статьи (6 нормативных положений).
Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими 47 новых норм.
С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.
Таким образом, с учетом исключения 2 статей и дополнения 11 новыми статьями Конституция будет содержать на 9 статей больше, чем действующая.
Таким образом, предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.
Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:
сильное государство;
социально-ориентированная рыночная экономика;
традиционные христианские ценности.
свернуть