Военно-патриотическое воспитание

Встреча с представителями Военной академии РБ

23.11.2024
развернуть

Выбор профессии – один из самых ответственных и сложных этапов в жизни каждого молодого человека. Профессий много, а нужно сделать выбор в пользу одной. Служение своему Отечеству, посвящение своей жизни профессиональной защите Родины во все времена было почетным выбором настоящих граждан страны. В ГУО "Деревнянская средняя школа" состоялась профориентационная встреча с представителем Военной академии Республики Беларусь заместителем начальника курса по идеологической работе, капитаном Побыльцом М.М. и курсантом этого учебного заведения, бывшим выпускником нашей школы Тростянко Александром. В ходе встречи учащимся было рассказано о преимуществах обучения в Военной академии, про факультеты, специальности, льготы для военнослужащих и порядке поступлении. Ребята получили ответы на интересующие их вопросы. Мероприятие было интересным и полезным, ведь учащиеся уже сейчас понимают, что одним из главных приоритетов в жизни является правильный осознанный выбор будущей профессии.

свернуть

Конституция Республики Беларусь

развернуть

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. В Конституции заложены основы регулирования правовой, политической и экономической системы государства. Основной Закон закрепляет неотъемлемые права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Положения Конституции находят свое развитие в текущем законодательстве.       Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года).       В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции.      Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября  2004 года.      Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года. № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования.      27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Данные изменения вступили в силу 15.03.2022.

      В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание").       В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей.       Важнейшей конституционной нормой является положение статьи 2, определяющее иерархию ценностей в стране. Согласно данной статье человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и цель общества и государства.        К числу основных принципов, пронизывающих нормы Конституции, следует отнести: верховенство права; гарантию и соблюдение прав человека и гражданина; демократический порядок формирования органов власти.        Конституция воплотила в себе исторический опыт становления белорусской государственности. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

  Основные направлениях конституционных преобразований.

 

  1. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.

Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных ценностей.

Сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства. Для Беларуси этот вопрос ввиду исторических предпосылок также является актуальным.

  1. Конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции). Действующие конституционные положения в целом сохраняют свою актуальность и не требуют существенных изменений. Вместе с тем, предлагается их актуализировать (осовременить) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений.
  2. В Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей (преамбула, статьи 15 и 54).

Наш священный долг – передать будущим поколениям память о Победе Красной армии и советского народа над нацизмом. О том, что именно Советский Союз внес решающий вклад в разгром фашизма и спас мир от коричневой чумы.

Сегодня нашим гражданам, в особенности молодежи, пытаются  навязать  насквозь фальшивые исторические нарративы. Когда Советский Союз наряду с нацистской Германией, обвиняют в развязывании Второй мировой войны. К сожалению, эти тенденции взяли верх в некоторых странах, в том числе у наших соседей. Когда советские символы приравниваются к нацистским, а людям запрещают  отмечать  священный  для  них  праздник  под знаменами Великой Победы.

Для чего это делается? Чтобы разрушить память, сломать наш внутренний  стержень, а затем  с  помощью  посеянного  раздора и инспирированного хаоса поставить под внешнее управление нашу страну и народ. Противодействие этим устремлениям является важнейшей задачей белорусского общества и государства.

 

  1. Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально- экономических возможностей государства. Трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении своего жилья остались неизменны. Однако особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных  ценностей,  поддержке  семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи,     заботе государства о  пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47).

Не менее важным конституционным посылом является повышение социальной ответственности  каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).

Повышение социальной ответственности – первый шаг в  направлении  формирования  модели  взаимодействия  государства и гражданина по принципу ”государство – партнер“, предполагающего укрепление  диалога  и  взаимного  доверия  между  государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и     одновременными обязательствами граждан  участвовать в развитии страны и общества.

 

Кроме того, с учетом произошедшего научно-технического прогресса государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51).

Защита персональных данных граждан является одной из важнейших функций государства в условиях стремительного развития информационного общества и коммуникационных технологий. Усиление роли государства и ужесточение ответственности в данном направлении являются трендом изменения законодательства в мировой правовой практике.

Европейским союзом принят Генеральный регламент о защите персональных данных, который вступил в силу 25 мая 2018 г. Законодательство о защите данных серьезно ужесточил Китай, поправки в такое законодательство  внесены в России, Казахстане, Украине.

Следует отметить, что меры ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных в западных странах очень жесткие. За нарушение вышеназванного регламента Евросоюза для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере до 20 млн. евро или 4 процента годовой выручки (в зависимости от того, что больше). Резонансным стало тянущееся еще с 2017 года дело против корпорации Google, обвиненной в ЕС в использовании персональных  данных  пользователей для  подавления конкурентов. В ноябре текущего года очередное судебное заседание оставило в силе штраф на 2,4 млрд. евро, выписанный цифровому гиганту антимонопольным ведомством еврокомиссии.

Конституционные изменения касаются и вопроса формирования внутренней и внешней политики. Согласно предлагаемым поправкам особо подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики   (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.

В условиях возрастающего геополитического противостояния, которое носит долговременный устойчивый характер, стало очевидным, что достижение нашей страной нейтрального политического статуса в ближайшей перспективе нереально. Сохранение данной нормы дезориентировало бы как граждан Республики Беларусь, так и наших международных партнеров. Союзное государство с Российской Федерацией, Евразийский экономический союз, система коллективной    безопасности в рамках ОДКБ являются важнейшими факторами сохранения суверенитета Республики Беларусь и ее перспективного развития.

 

С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).

 

  1. В основе Конституции – баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране ставит задачу поиска новых решений, направленных на обеспечение равновесия власти, нейтрализации возможности усиления (ослабления) каждой из ее ветвей.

Всебелорусское народное собрание – это сложившаяся и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

В проекте сформулированы нормы, определяющие ключевые аспекты статуса, порядка формирования и полномочий Всебелорусского народного собрания (глава 31).

Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.

Собрание, сформированное на демократических началах, должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе:

принимать основные стратегические и программные документы

страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);

предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

предлагать проведение республиканского референдума;

предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;

рассматривать вопрос о легитимности выборов;

принимать решение об импичменте Президенту;

вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;

рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной  избирательной  комиссии. Это – пример  передачи Собранию части президентских полномочий и полномочий Парламента (Совета Республики).

Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.

Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.

Определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами Собрания.

Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.

ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона (предполагается принятие в течение года).

Придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.

ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939 года.

Непреходящая ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам      возможности  непосредственного      обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году, именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 годах. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси.

Шестое Всебелорусское собрание состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в   ходе   которого   на   сотнях   площадок   обсуждались   наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.

 

Любая социальная система в период развития и переформатирования наиболее уязвима к внешнему воздействию, государство не исключение. Чтобы обеспечить одновременно развитие экономической, политической систем и сохранение национальной идентичности, суверенного государства необходим институт, который бы выступил гарантом успешной трансформации. Таким институтом призвано стать Всебелорусское народное собрание как высшая форма народовластия. Наделение его полномочиями в сфере поддержания безопасности государства позволит создать зонтичные механизмы защиты государственности, распаковав при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политических систем.

 

  1. Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания,  изменяются  полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.

Перераспределение полномочий не является самоцелью. Как неоднократно подчеркивал Глава государства: нельзя создать риск двоевластия. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. В этой связи подготовленные изменения Конституции усиливают баланс полномочий.

В отношении должности Президента предлагается:

ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст – не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);

введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);

упрощение процедуры импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);

упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами. На это направлено и изменение порядка работы Парламента, который будет осуществлять законодательную деятельность практически в течение всего года (уже изданные декреты сохранят свою юридическую силу до признания их утратившими силу, а их положения – приоритет по отношению к принятым до их  издания положениям законов) (статьи 85, 101 и 142);

придание указам подзаконного характера (статья 85);

наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);

закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).

 

Сохранение президентской формы правления обусловлено в том числе особенностями белорусского общества, ориентированного на сильную власть, что проявляется в высокой степени ментальной зависимости  от  государства,  дисциплинированности,  стремлении к единоначалию, склонности ориентироваться на харизматичного лидера. Исторические периоды, когда белорусское общество оказывалось без стабильной власти, в сознании населения связаны со страхами анархии и гражданской войны.

 

  1. С учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента и Правительства.

Для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).

Назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного  контроля,  будет  осуществляться  Президентом  по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98).

Важной поправкой является возложение на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республики полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881), что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.

Согласно действующей Конституции в случае вакансии должности Президента полномочия Главы государства осуществляются Премьер-министром. Согласно предлагаемым изменениям усиливаются полномочия руководителя Правительства. Фактически в его руках сосредоточиваются рычаги экономической власти. В этой связи в случае экстренной ситуации функции Президента (а это политические функции) передаются Председателю Совета Республики, что обеспечивает принцип баланса властных полномочий.

 

Проектом  уточняются полномочия Правительства:

законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);

Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).

 

  1. Определенные изменения предусмотрены в отношении системы местного управления и самоуправления:

как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);

из Конституции исключаются положения, предусматривающие

конкретное указание на виды административно-территориальных единиц.

Это позволит в будущем при необходимости осуществить реформу системы местного  управления и  самоуправления. В настоящее время указание на то, что помимо областей, городов и районов существуют другие административно-территориальные единицы, в которых согласно статье 118 Конституции должны избираться местные Советы депутатов, не допускает возможности оптимизации системы  местного  управления и самоуправления (статья 9);

усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).

 

  1. Предлагаются изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:

конституционно закрепляется статус  Центральной избирательной   комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и  изменяется  порядок  ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);

снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан

(право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание  под стражей) (статья 64);

урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных  Советов  депутатов  (в  таких  случаях  новый  состав  этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);

сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);

сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).

Кроме того, в проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).

 

  1. Конституционные положения предусматривают следующие изменения в судебной системе:

изменение порядка формирования Конституционного и Верховного

судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);

закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);

существенное повышение статуса и значения органа конституционного правосудия – Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:

давать толкование Конституции;

выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;

оценивать  конституционность  проведения  выборов  Президента и Парламента;

выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;

рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты; по запросам судов до принятия  ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.

  1. С учетом предлагаемых управленческих и политических поправок в Основной Закон сформулированы переходные положения, обеспечивающие механизм вступления Конституции в силу, не нарушая стабильную работу государственного аппарата.
  2. Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула (4 позиции) и 81 статья (178 нормативных положений), исключены 2 статьи (6 нормативных положений).

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими 47 новых норм.

С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.

Таким образом,  с  учетом исключения 2 статей  и  дополнения 11 новыми статьями Конституция будет содержать на 9 статей больше, чем действующая.

 

Таким образом, предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:

сильное государство;

социально-ориентированная рыночная экономика;

традиционные христианские ценности.

 

свернуть

План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

развернуть

План работы кіраўніка па ваенна-патрыятычнаму выхаванні 

Арганізацыйна-метадычнае і інфармацыйнае суправаджэнне дзейнасці па ваенна-патрыятычнаму выхаванню

№ п/п

Назва мерапрыемстваў

Тэрміны

рэалізацыі

Адказныя выканаўцы

1.

Распрацаваць план правядзення сумесных мерапрыемстваў з намеснікам дырэктара па выхаваўчай рабоце і класнымі кіраўнікамі

да 02.09.2024

нам. дырэктара па выхаваўчай рабоце, кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

2.

Першы ўрок "Нам ёсць чым ганарыцца, нам ёсць што берагчы"

02.09.2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

3.

Гутарка з навучэнцамі 8-9 класаў "Сімволіка Рэспублікі Беларусь: герб, сцяг і гімн"

07.09.2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

4.

Гутарка з навучэнцамі 8-9 класаў "Патрыятызм і грамадзянскасць - асновы жыццёвых і прафесійных дасягненняў"

верасень 2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

5.

Да Дня народнага адзінства: гутарка “Адзінства беларускага народа - асноўны фактар ​​захавання і ўмацавання суверэнітэту і незалежнасці краіны

17.09.2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

6.

Інтэлектуальна=пазнавальная гульня

“Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»

кастрычнік 2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

7.

Гадзіна патрыятызму

“Патрыятызм і грамадзянскасць – асновы жыццёвых і прафесійных дасягненняў”

кастрычнік 2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

8.

Арганізацыя выставы "Дзень 7 лістапада – чырвоны дзень календара!"

лістапад 2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, кл. кіраўнікі

9.

Віртуальная экскурсія па музеі Вялікай Айчыннай вайны

лістапад 2024 

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

10.

Акцыя “Падарунак ветэрану сваімі рукамі".

снежань 2024

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, кл. кіраўнікі

11.

Правядзенне інфармацыйных гадзін па гісторыі Вялікай Айчыннай вайны, урокаў мужнасці, лекцый

студзень 2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, кл. кіраўнікі

12.

Класная гадзіна " 27 студзеня - Дзень памяці ахвяр Халакоста»

 

студзень2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

13.

Мерапрыемствы грамадзянска-патрыятычнай накіраванасці сумесна з ГА "БРСМ", ГА " БРПА»:

піянерскія зборы, велапрабегі;

святы піянерскай дружыны і інш.

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, педагог-арганізатар

14.

Асвятленне ў сродках масавай інфармацыі, на сайтах, у сацыяльных сетках, інфармацыйных стэндах установы адукацыі дзейнасці па ваенна-патрыятычным выхаванні

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

15.

Арганізаваць сустрэчу з прадстаўніком ваенкамата “Ганаровае званне – салдат Беларусі"

сакавік 2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

16.

Сустрэча з аднавяскоўцамі, якія прайшлі службу ў радах Беларускай Арміі

красавік 2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

17.

Падрыхтоўка і правядзенне свята, прысвечанага Дню Перамогі

Мітынг да Дня Перамогі, Вахта памяці

09.05.2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, педагог-арганізатар

18.

Гутаркі, прысвечаныя перамозе савецкага народа над нямецка-фашысцкімі захопнікамі ў Вялікай Айчыннай вайне

май

2025

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

19.

Правядзенне злётаў,  спаборніцтваў , "зорных паходаў", экспедыцый па месцах воінскай славы

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

Увекавечанне памяці загінуўшых пры абароне Айчыны і захаванне памяці аб ахвярах вайны. Музейная педагогіка і пошукава-даследчая дзейнасць. Турысцка-экскурсійная дзейнасць

20.

Правядзенне акцый па добраўпарад-каванні мемарыяла воінам і партызанам, удзельнікам Вялікай Айчыннай вайны ў аг.Дзераўная

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

21.

 Арганізацыя шэфства над удзельнікамі Вялікай Айчыннай вайны

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

22.

Раённыя этапы рэспубліканскіх спартыўна-патрыятычных гульняў «Зарнічка», «Зарніца»

красавік-май

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

23.

Арганізацыя паказаў з наступным абмеркаваннем хроніка-дакументальных, кіна - і відэафільмаў аб Вялікай Айчыннай вайне і іншых падзеях ваенных ліхалеццяў на тэрыторыі Беларусі

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

24.

Кантроль за правядзеннем класных мерапрыемстваў ваенна-патрыятычнай накіраванасці

пастаянна

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

Акцыі і мерапрыемствы ваенна-патрыятычнай накіраванасці

25.

Рэспубліканскія патрыятычныя акцыі "Да абароны Айчыны гатовы!", "Служым Беларусі!", "Я – служу!", "Служым Беларусі!", «Ветэран жыве побач", вахта памяці " Слава Табе, пераможца-салдат!"

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, настаўнікі, педагог-арганізатар

26.

Мерапрыемствы, прымеркаваныя да важных гістарычных і памятных дат у гісторыі Узброеных Сіл

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

27.

Рэспубліканскія патрыятычныя акцыі "Да абароны Айчыны гатовы!", "Служым Беларусі!", "Я - служу!", "Служым Беларусі!",  "Ветэран жыве побач", вахта памяці "Слава табе, пераможца-салдат

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні,  кл. кіраўнікі

28.

Выхаваўчыя мерапрыемствы да Дня Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь, Дня Незалежнасці Рэспублікі Беларусь, Дня памяці воінаў-інтэрнацыяналістаў, Дня Абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, педагог-арганізатар

29.

Рэспубліканская акцыя "Беларусь памятае"

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

30.

Рэспубліканская спартакіяда па праграме зімняга і летняга шматбор'я «Абаронца Айчыны» сярод юнакоў дапрызыўнага і прызыўнога ўзросту ў рамках Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплексу Рэспублікі Беларусь

на працягу года

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні, настаўнік фізічнай культуры і здароўя

31.

Супрацоўніцтва ўстановы адукацыі з вайсковай часцью №25815 пасёлка Наваколасава Узброеных Сіл РБ

пастаянна

кіраўнік па ваенна-патрыятычнаму выхаванні

свернуть

Торжественная линейка 1 сентября

развернуть

Торжественная линейка 1 сентября

свернуть

Первый урок "Беларусь и Я - диалог мира и созидания

развернуть

Первый урок "Беларусь и Я - диалог мира и созидания

свернуть

Встреча с прокурором Столбцовского района Александром Алисевичем.

развернуть

Встреча с прокурором Столбцовского района Александром Алисевичем.

 

свернуть

День народного единства

развернуть

День народного единства

Учащиеся Деревнянской средней школы поздравляют с Днём народного единства

Видеопоздравление

 

свернуть

ИМП «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

развернуть

Инструктивно-методическое письмо

 

Инструктивно-методическое письмо

«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

 

Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

 

1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).

Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.

Руководитель ВПВ имеет право:

проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);

проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;

осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.

В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;

Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);

Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);

инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);

иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.

 

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.

Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).

К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:

1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год

2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.

3. Планирование деятельности на учебный год.

Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:

мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;

взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.

Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.

 

3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.

При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:

массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;

групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;

индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведениянапример, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).

Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);

пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;

развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;

взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;

качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

 

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:

классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;

педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;

библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;

педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;

руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;

учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;

законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;

представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:

- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;

- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

 

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:

информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);

интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;

вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;

рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;

музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;

военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;

библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;

видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;

художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;

сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.

Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

свернуть

О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию

развернуть

Приказ Министра образования Республики Беларусь А.И.Иванца от 25.05.2022г. №368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию».

О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию На основании подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 года №1049, во исполнение программы патриотического воспитания населения на 2022 - 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 года №773, в целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию обучающихся, формирования у них традиционных ценностных установок, традиций чествования символов государственного суверенитета Республики Беларусь (Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь), 

ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Главному управлению воспитательной работы и молодежной политики (Э.В.Томильчик), Главному управлению общего среднего, дошкольного и специального образования (М.С.Киндиренко), Главному управлению профессионального образования (С.А.Касперович), руководителям главных управлений по образованию (образования) облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек в учреждениях образования при реализации образовательных программ дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионально-технического, высшего образования, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, лагерях студенческих отрядов, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения 2 образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и праздничные дни Республики Беларусь (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики). 

В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня. 

2. Главным управлениям по образованию (образования) облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома обеспечить: 

2.1. в учреждениях общего среднего образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце каждой четверти, во время проведения церемонии вручения документов об образовании; 

2.2. в учреждениях среднего специального, профессиональнотехнического образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения перед началом и в конце каждой четверти (полугодия), во время проведения церемонии вручения документов об образовании; 

2.3. в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце смены. 

3. Руководителям учреждений высшего образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце каждого семестра (четверти, полугодия), во время проведения церемонии вручения документов об образовании, в лагерях студенческих отрядов перед началом и в конце смены.

4. Руководителям учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, при организации торжественных мероприятий обеспечить необходимое уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь.

5. На официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах учреждений образования размещать информацию о вышеназванных торжественных мероприятиях. 

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра А.В.Кадлубая, первого заместителя Министра И.А. Старовойтову. 

Министр                                                                                            А.И.Иванец

свернуть

Государственные праздники

развернуть

Государственные праздники

 

Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат для планирования мероприятий военно-патриотической направленности в школе

1.Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.

2.Праздничные дни:

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября;

День семьи – 15 мая;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День мира – третий вторник сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День матери – 14 октября;

День прав человека – 10 декабря.

3.Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

4.Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями):

Международный день памяти жертв Холокоста – 27 января;

День юного героя-антифашиста – 8 февраля;

Международный день родного языка – 21 февраля;

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;Международный день полета человека в космос – 12 апреля; Международный день охраны памятников и исторических мест – 18 апреля;

Международный день Матери-Земли – 22 апреля;

Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8–9 мая;

Международный день музеев – 18 мая;

Международный день мира – 21 сентября;

Всемирный день ребенка – 20 ноября;

Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

Международный день инвалидов - 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря.

СВЕРНУТЬ
свернуть

Военно-патриотическое воспитание в учреждении образования

развернуть

Военно-патриотическое воспитание в учреждении образования

Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию  в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание. 

Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.

Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.

Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.

Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.

В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности „руководитель по военно-патриотическому воспитанию“.

Руководителем по военно-патриотическому воспитанию в школе является Судник Леонид Казимирович.

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются: 

  • организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
  • проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
  • осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
  • осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
  • координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

свернуть