Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Деревнянская средняя школа»
Аналитические материалы могут быть следующие:
Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории:
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:
Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится в форме:
Квалификационный экзамен проводится в форме защиты собственного опыта или защиты авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого.
Условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории:
- на присвоение второй квалификационной категории могут претендовать педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года;
- лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год;
- на присвоение первой квалификационной категории необходим стаж работы - два года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории;
- на присвоение высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» необходим стаж работы - три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель- методист » является также наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который обобщены и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях.
Квалификационные требования к профессиональной деятельности претендента на высшую квалификационную категорию.
В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:
Квалификационные требования, предъявляемые к аттестуемым
Учитель II квалификационной категории
Квалификационные требования, предъявляемые к аттестуемым
Учитель І квалификационной категории
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен (высшая квалификационная категория)
Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Примерная структура описания педагогического опыта
1.1. Название темы опыта
1.2. Актуальность опыта (противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике)
1.3.Цели опыта (развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации)
1.4. Задачи опыта
1.5. Длительность работы над опытом
2.1. Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
2.3. Результативность и эффективность опыта
(конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта, перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики)
Приложения (технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий, список публикаций, примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.)
Критерии оценки представленного опыта работы
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики; направленность задач на реализацию цели; отражение степени достижения поставленной цели.
степень обобщения и систематизации представленных материалов; конкретизация опыта разработанными автором материалами; описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта; обоснование (теоретическое и практическое) опыта
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; доказательность результатов; определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта); подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия); проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).
Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.
Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудниками структурных подразделений академии, РИПО, РИВШ и размещаются на сайте данных учреждений образования для общего доступа.
Билеты для первого задания письменной части квалификационного экзамена готовятся в структурных подразделениях академии, РИПО, РИВШ и являются закрытыми для общего доступа. Они могут содержать задачи, тесты, вопросы.
На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Оценка письменной части осуществляется в процентах правильно решенных задач, выполненных тестов, раскрытых вопросов от общего количества заданий и вносится в экзаменационную ведомость.
Второе задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Во время приема квалификационного экзамена претендент на высшую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.
Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями. Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 2).
Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат второй части квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.
Для успешной сдачи всего квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории экзаменуемому необходимо набрать не менее 75% соответствующего выполнения (расчет осуществляется по формуле: процент правильно выполненных заданий первой части + процент от общего количества баллов второй части деленное на два).